Немного истории. Нынешнее здание филармонии - не первое пристанище Берлинского филармонического оркестра (Berliner Philharmoniker). До Второй мировой войны музыканты давали концерты в помпезном сооружении, построенном в стиле классицизма. В январе 1944-го оно серьезно пострадало во время очередной бомбежки. Оркестр остался без крыши над головой и в первые послевоенные годы вынужден был играть под открытым небом на фоне руин.
В 50-е годы власти Западного Берлина нашли место для нового здания филармонии в южной части парка Тиргартен, у самой Берлинской стены. Сам проект берлинцам не сразу пришелся по душе. Немецкий архитектор Ганс Шарун (Hans Scharoun) спроектировал асимметричное здание в форме шатра, совершенно непохожее на классические постройки немецкой столицы. За авангардной формой стояла четкая идея: объекты нового Берлина должны были стать полной противоположностью пафосной монументальной архитектуре времен национал-социализма. В центре внимания – человек, а не конструкция, функция здания – служить людям, а не подавлять их своими объемами и мощью.
С 1955 года оркестр Берлинской филармонии возглавлял легендарный австрийский дирижер Герберт фон Караян (Herbert von Karajan). В разработке проекта нового здания он принимал самое активное участие. Караян поддержал проект Шаруна и даже написал членам жюри архитектурного конкурса письмо, в котором заявил, что «из всех представленных на суд макетов лишь один по-настоящему выделяется и по уровню превосходит конкурентов». Жители Берлина это запомнили, и позже здание Берлинской филармонии, издалека чем-то напоминающее шатер цирка-шапито, получило шутливое прозвище «Цирк Караяна».
Позже модель Шаруна взяли на вооружение ведущие мировые архитекторы, и теперь по такому же принципу устроены залы Сиднейского оперного театра, Концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Гевандхауса в Лейпциге и строящегося во Франции нового здания Парижской филармонии.
После падения Берлинской стены территория вокруг филармонии стала стремительно меняться. По соседству была заново отстроена Потсдамер-платц, на которой появились небоскребы и меняющий цвет яркий купол «Сони-центра». Сама же Берлинская филармония стала первым зданием в проекте культурного центра «Культурфорум» (Kulturforum), в который также входят расположенный по соседству с филармонией Зал камерной музыки, Берлинская картинная галерея, Библиотека искусств и еще несколько важных культурных площадок. Сейчас это уже не пустынная серая окраина, а самый что ни на есть центр, где постоянно кипит жизнь и бродят сотни туристов.
Берлинская филармония одной из первых начала эксперименты в Интернете и открыла на официальном сайте «Цифровой концертный зал» (Digital Concert Hall), который дает более 40 концертов в сезон. Помимо концертов, виртуальные зрители получают доступ к архиву филармонии, образовательным программам и интервью. Абонемент на месяц стоит всего 24,90 евро, на неделю – чуть меньше 10.
Источник: www.germania-online.ru
Категории: Сегодня в новостях