16 марта 2017 года документальный фильм Ирене Лангеманн (Irene Langemann) «Павленский. Человек и власть» (Pawlenski. Der Mensch und die Macht) вышел в прокат в немецких кинотеатрах. 19 марта в кинотеатре «Интернациональ», который сам по себе является знамением времён ГДР, состоялся показ этого фильма для широкой публики. После окончания полуторачасового фильма прошла подиумная дискуссия. В ней приняли участие сама режиссёр Ирене Лангеманн, российский художник Олег Кулик, русско-немецкий писатель Владимир Каминер и издатель книг Павленского в Германии Владимир Вельминский. Вёл дискуссию модератор, немецкий киножурналист издания „Taz“ Тоби Ашраф.
Это было серое дождливое воскресное утро, когда казалось, что весна никогда не наступит. И что вряд ли кто-то придёт в кинотеатр, чтобы посмотреть «тяжёлый» фильм о человеке, который восстал против государственной машины. Однако ещё задолго до начала сеанса в кассу выстроилась очередь, в основном из немцев. С одним из них, который назвал себя «бедный Йозеф» невольно завязалась беседа. Этот удивительный человек, пенсионер, бывший лесник Грюневальда, был абсолютно в курсе российской истории. Хотя, как он говорит, у него нет ни интернета, ни телевидения, ни даже кофейной машины. Он категорически против всего этого. Но судьба России ему не безразлична. Особенно после интервью Ирене Лангеманн по немецкому радио «Культура». Кстати, водитель такси, на котором пришлось добираться, тоже оказался в курсе дела Павленского.
Маленькое досье. Пётр Павленский родился в Санкт-Петербурге в 1984 году. Профессиональный художник. Закончил «Муху» (Московское высшее художественное училище). Официально никогда не работал. Гражданская жена – Оксана Шалыгина, которая отрубила себе фалангу мизинца, чтобы доказать свою верность Павленскому. Две дочери, которые не ходят в школу. Сегодня с семьёй живёт в Париже.
Первое интервью, которое ожидалось с нетерпением, конечно, с режиссёром Иреной Лангеманн. Она хорошо говорит по-русски, поскольку родилась и долгое время работала в России. Но уже давно живёт в Германии. Сейчас она, что называется «вольный художник», сняла ряд фильмов, удостоенных международными призами. Ирене провела с Павленским три последних дня перед его заключением в тюрьму.
В интервью режиссёр рассказала о том, как нелегко было снимать этот фильм: несколько раз её останавливала полиция, отбирали и стирали снятый материал. На создание фильма ушёл год жизни. Она недавно вернулась из Парижа, где встречалась с Петром Павленским. Он, как известно, иммигрировал во Францию вместе с женой и двумя дочерьми. И всё-таки, почему Павленский? Ведь в России сегодня немало людей, достойных внимания. Известно, что многие вообще не понимают феномена Павленского, считают его психом или клоуном или инфантильным. «С 2012 года я внимательно следила за акциями Павленского, а в августе 2015 года вступила с ним в прямой контакт. Это было после акции «Свобода», где его обвинили в вандализме. Однако следователь, который вёл это дело в суде, уволился. Он не хотел способствовать отправке Павленского в психушку. Я поняла, что в России есть очень разные люди, живые души, и стоит об этом снять фильм». А потом у Лангеманн были долгие разговоры с Павленским, письма от него, которые убеждали её в правильности выбора темы. Из разговора с Иреной стало понятно, что ещё живя в СССР, она постоянно конфронтировала с властями по вопросу о свободе человека, как личности. Так что эта тема её интересовала давно. Собственно по этой причине она и уехала в своё время из СССР.
Все эти годы поддерживал и разъяснял позиции Павленского российский скульптор и друг Петра Олег Кулик. 19 марта на показ фильма о своём друге он приехал в Берлин. От него пошла новая «волна» понимания сути конфликта между художником и властью. Например, он высказал мысль о том, что в России вольно или невольно делают из Павленского героя. Но он по его словам, не герой, а художник. Художник, который поднялся в своём творчестве на совершенно новый уровень, где даже суды и нахождение в тюрьме – это продолжение политического искусства или акции. Поэтому все (судьи, следователи, милиция) – участники художественного процесса. Поэтому же он делает всё в одиночку. За ним не стоят люди, и его трудно осудить по нормальным юридическим меркам.
Олега Кулика связывает с Павленским двенадцатилетняя дружба, когда тот ещё был студентом. По словам скульптора Пётр никогда не участвовал ни в каких разборках и тусовках, он как бы смотрел на всё со стороны и всегда оставался индивидуалистом. И это дало свои интересные плоды. Свои акции он начал в 2012 году после истории с Pussy Riot. Кулик считает, что художническое сообщество тогда практически не среагировало на эту ситуацию. Зато Павленский остро ответил на конфликт.
По мнению Кулика Павленский не представляет собой оппозицию. То, что он делает, идёт под грифом «только так и можно думать». Он очень «русский продукт». «Так что не знаю, как ему будет житься во Франции. Конечно, его просто выкинули из России, потому что не понятно, что с ним делать. Последний эпизод с якобы изнасилованием московской актрисы – классическая провокация на любовную тему. Я знаю всех персонажей этой истории и утверждаю, что ничего этого не было», - заявил он в беседе. О самом фильме российский скульптор сказал, что «в ленте сделан очень крепкий и правильный акцент на искусство. Публика хочет видеть то, что непохоже на их жизнь. Что-то радикальное. Но Пётр как раз не хочет пожинать лавры героя, у него другая роль. И в этом вся сложность понимания феномена Павленского».
В развернувшейся дискуссии участвовали зрители. Зал был полон. И микрофон удавалось с трудом перехватить. Вопросы были в основном от немецкой публики. Некоторые из них озадачили даже людей на сцене. Выходя из зала, стало ясно, что после просмотра фильма осталось много открытых вопросов. Они особенно «остро» звучат в год столетия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Известно, что ещё древнегреческий философ Платон считал, что государство всегда следило и контролировало своих граждан, но они его ограничивали.
Сегодня вопрос в том, в какой мере, в каких границах должен идти этот процесс, чтобы человек чувствовал себя свободным?
В Берлине фильм можно посмотреть в следующих кинотеатрах:
Eiszeitkino: eiszeit.berlin/de/programmtickets
Hackesche Höfe Kino: hoefekino.de
Kino Krokodil: kino-krokodil.de
Дополнительная информация о фильме в интернете: pawlenski-film.lichtfilm.de
Галина Ермонская
Мария Герн